РГОТУПС
Поиск по сайту E-mail

Кафедра
Синицын Сергей Александрович

Заведующий кафедрой
доктор технических наук, профессор

Синицын Сергей Александрович

тел. (495)799-95-41


ИСТОРИЯ

Кафедра "Теоретическая механика" выделилась из объединенной кафедры "Строительная механика" в 1956 г. Заведующими кафедрой в разные годы были: д-р. техн. наук, профессор Ахмед Умарович Галеев (1955-1961); д.т.н., профессор, лауреат Государственной премии Теверовский Иосиф Григорьевич (1961-1970); к.т.н., доцент Шишко Дмитрий Федорович (1970-1984); д.т.н., профессор Першиц Юлий Исаакович (1984-1991).

С именем профессора А.У. Галеева связано становление кафедры "Теоретическая механика". За время его деятельности были разработаны первые нормативные документы по обеспечению учебного процесса, стала систематически вестись методическая и учебная работа. Его отличало умение ясно, образно и увлекательно передавать студентам приобретенные упорным трудом знания. Работы А.У. Галеева в области продольной динамики вагонов являются классическими, ссылки на них имеются во всех учебниках и монографиях по динамике вагона и поезда. Всего А.У. Галеев написал более 30 научных и научно-методических работ. Имел правительственные награды. Почетный железнодорожник.

В первом составе преподавателей кафедры работали будущие доктора наук Панькин Николай Андреевич и Шестаков Александр Андреевич.

В 1954 г. на должность доцента кафедры теоретической механики пришел к.т.н. Михаил Матвеевич Курганов, имевший многолетний педагогический стаж. Курганов М.М. активно включился в работу, несколько лет был заместителем декана Строительного факультета, доцентом кафедры "Теоретическая механика". Он разработал ряд методических пособий для заочников, издал много печатных трудов и имел 5 изобретений, в том числе по совершенствованию автосцепных устройств вагонов. Проработал в институте 35 лет. Почетный железнодорожник. Занесен в Книгу почета университета.

Значительный вклад в работу кафедры внес доцент Дмитрий Федорович Шишко, который руководил ею в течение 14 лет. Под его руководством и при непосредственном участии велась научно-исследовательская работы по анализу колебаний рам тележек метрополитена и автосцепным устройствам. Предложен новый замок и новый механизм автосцепки, устройство для автоматического расцепления вагонов на сортировочных горках (доцент М.М. Курганов).

Большие заслуги в развитии кафедры имеет д.т.н., профессор Юлий Исаакович Першиц, работавший в период 1960-1991 гг., являвшийся учеником профессора А.У. Галеева. В должности заведующего кафедрой он квалифицированно осуществлял руководство НИР, был руководителем хоздоговорных и госбюджетных работ в области динамики поездов. В 1983 г. защитил докторскую диссертацию по продольной динамике поезда. Автор более 40 научных работ. Совместно с профессором А.У. Галеевым опубликовал монографию "Вопросы механики поезда" (Трансжелдориздат, 1958).

Работы кафедры по динамике поездов внедрены во ВНИИ вагоностроения, во Всесоюзном производственном объединении "Трансмаш", ЦВ МПС, на Мытищинском машиностроительном заводе, на станции Бекасово Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги.

По результатам НИР опубликованы 6 отдельных сборников трудов, 4 сборника трудов совместно с кафедрой "Высшая математика", а также ряд статей в других изданиях (труды МИИТа, ВНИИВа, Вестник ВНИИЖТа и др.), всего с 1960 г. по 1991 г. - 85 статей.

Профессор Ю.И. Першиц принимал активное участие в методической работе кафедры. Имеет свыше 20 учебно-методических пособий. Организовал и провел 2 учебно-методические конференции кафедр теоретической механики вузов МПС, посвященные проблемам обучения студентов без отрыва от производства.

С 1960 г. по 1991 г. кафедра выпустила 30 учебных пособий общим объемом 69 печатных листов.

Длительное время (12 лет) лаборантом кафедры была Елена Валерьевна Ларионова, которая внесла существенный вклад в обеспечение учебного процесса.

С 1991 г. кафедрой руководит к.т.н., доцент Капранов Игорь Вячеславович.

Состав кафедры существенно изменился в качественном отношении за счет поступления на работу к.ф.-м.н., ст. научного сотрудника М.А. Батанина, к.т.н., доцента Валентина Николаевича Сергиенко, к.т.н., доцента Юрия Валентиновича Кима. Три преподавателя утверждены в звании доцента - Игорь Аркадьевич Алейников, Валентин Сергеевич Дубровин, Елена Ивановна Киселева.

В настоящее время в составе кафедры 2 профессора, 6 доцентов и 1 ст. преподаватель. Защитил докторскую диссертацию Алейников И.А.

В связи с уменьшением объема курса, методическая работа в первую очередь была нацелена на совершенствование курса лекций и проведения практических занятий, улучшение самостоятельной работы студентов, качества учебно-методических пособий и лекций.

Проведена рационализация содержания и объема контрольных работ. Из заданий на эти работы исключены задачи, требующие больших математических преобразований и вычислений.

С 1991 г. на кафедре работает научно-методический семинар, целью которого является совершенствование всех сторон деятельности кафедры.

С сентября 1991 г. на этом семинаре заслушаны и обсуждены 45 докладов.

С 1991 года опубликованы 18 учебных пособий общим объемом 57 печатных листов.

Кафедра имеет механико-математическую лабораторию (совместно с кафедрой "Высшая математика". Лаборатория оснащена моделями механизмов и приборов, плакатами, программируемыми микрокалькуляторами. Технические средства обучения используются при чтении лекций, проведении практических занятий и консультаций. Проводятся специальные занятия с демонстрацией механизмов и приборов по статике, кинематике и динамике с применением ЭВМ.

Сотрудники кафедры ведут научно-исследовательскую работу по решению актуальных задач механики железнодорожного транспорта: исследования по динамике валоприводов энергетических установок тепловозов; совершенствованию технико-экономических характеристик тепловозов; динамике привода механизмов. Рассмотрены вопросы синтеза конструкций транспортных сооружений и оптимального проектирования железнодорожных мостов.

Доцент И.А. Алейников занимается вопросами динамики поршневых машин, по результатам работы в 2000 г. защитил докторскую диссертацию.

И.о. доцента М.А. Батанин на основе метода конечных элементов разработал методику решения нестационарных задач динамики конструкций, используемых на железнодорожном транспорте.

В течение ряда лет (с 1989 г. по 1994 г.) доцент В.С. Дубровин выполнял научно-исследовательскую тему "Повышение технико-экономических характеристик маневровых и промышленных тепловозов" (заказчик - Людиновский тепловозостроительный завод). Результаты работы внедрены в производство. Получен патент на изобретение.

Работы доцента И.В. Капранова посвящены вопросам мгновенной динамической устойчивости железнодорожных транспортных средств.

Профессор Ю.В. Ким является крупным ученым в области строительной механики. В октябре 1995 г. он успешно защитил докторскую диссертацию по теме: "Метод поэтапного синтеза нелинейных комбинированных систем". Автор более 75 научных работ.

Кафедра "Теоретическая механика" совместно с кафедрой "Высшая математика" провела 3 научно-технических конференции и выпустила 6 сборников научных трудов.


Учебно-методический комплекс по дисциплинам

Детали машин и основы конструирования (ВГ) (new)
Детали машин и основы конструирования (ДМ) (new)
Детали машин и основы конструирования (ЛТ, ЭЛ) (new)
Инженерная графика (ДМ, ЛТ, ВГ, ТЭ, ПП, ГС, ВК, МТ, ЖД, ЗС, БЖ, ЭЛ, ТС, УИ, ВМ) (new)
Инженерная графика (ЭТ) (new)
Инженерная и компьютерная графика (УИ) (new)
Метрология, стандартизация и сертификация (ВГ) (new)
Метрология, стандартизация и сертификация (ДМ) (new)
Метрология, стандартизация и сертификация (ДТ, ТЭ) (new)
Метрология, стандартизация и сертификация (ЖД) (new)
Метрология, стандартизация и сертификация (ПП) (new)
Механика (БЖ) (new)
Механика (ЗС) (new)
Механика (ЭН) (new)
Начертательная геометрия (ДМ, ЛТ, ВГ, ТЭ, ПП, ГС, ВК, МТ, ЖД, ЗС, БЖ) (new)
Начертательная геометрия. Инженерная графика (ЭН) (new)
Прикладная механика (ТС) (new)
Прикладная механика (ПП) (new)
Прикладная механика (ЭЛ) (new)
Теоретическая механика (ТС) (new)
Теоретическая механика (ВГ) (new)
Теоретическая механика (ВК) (new)
Теоретическая механика (ЛТ) (new)
Теоретическая механика (МТ) (new)
Теоретическая механика (ПП) (new)
Теоретическая механика (ДМ) (new)
Теоретическая механика (ГС) (new)
Теоретическая механика (ЭН) (new)
Теоретическая механика (ЖД) (new)
Теоретическая механика (УИ) (new)
Теоретическая механика (ЭЛ) (new)
Теоретическая механика (ТЭ) (new)
Теория механизмов и машин (ВГ) (new)
Теория механизмов и машин (ЛТ, ТЭ) (new)
Теория механизмов и машин (ДМ) (new)