РГОТУПС
Поиск по сайту E-mail

Бугреев Виктор Алексеевич

Заведующий кафедрой
доктор техн. наук, профессор, академик МАНПО

Бугреев Виктор Алексеевич

тел. (495)799-95-31


ИСТОРИЯ

Кафедра "Электрификация и электроснабжение" была создана 25 апреля 2008 года путем объединения двух кафедр: "Энергоснабжение электрических железных дорог" и "Электротехника".

Первым заведующим кафедрой "Энергоснабжение электрических железных дорог" был д-р техн. наук, профессор Георгий Густавович Марквардт, который проработал на этом посту 32 года.

Вместе с профессором Г.Г. Марквардтом в первые годы становления кафедры трудились канд. техн. наук, доцент Николай Матвеевич Ломоносов, старшие преподаватели Эрих Дмитриевич Ласкин, Дина Михайловна Никанорова, Юрий Петрович Порплиц.

Этот период характеризуется успехами в создании лабораторной базы кафедры, разработке учебно-методической литературы.

В связи с электрификацией железных дорог появилась необходимость увеличения числа профессиональных кадров, поэтому расширился состав кафедры. Были приняты на работу молодые преподаватели Павел Борисович Куликов, Владимир Иванович Шаров, Римма Викторовна Шиловская, Эдуард Станиславович Бржозовский. Все они защитили кандидатские диссертации и в дальнейшем получили звания доцентов.

Кафедра оборудована современными учебными лабораториями, а именно: по тяговым подстанциям, энергоснабжению электрических железных дорог, автоматизации систем энергоснабжения и др. Это дало возможность успешно вести занятия по всем дисциплинам курса.

В 1987 г. кафедру возглавил д-р техн. наук, профессор Анатолий Тимофеевич Демченко - ректор университета (до 2008 г.). Под его руководством полностью были переоборудованы лаборатории, широко внедрялась в учебный процесс вычислительная техника и новые информационные технологии.

На кафедре практически вновь была создана лаборатория "Контактная сеть", а лаборатории "Тяговые подстанции", "Релейная защита", "Энергоснабжение электрических железных дорог", "Автоматизация систем электроснабжения" кардинально модернизированы.

За последние годы вырос научный потенциал преподавательского состава, улучшилась методическая работа, расширились связи с родственными кафедрами других институтов.

В коллективе хорошо передается преемственность опытных специалистов, работающих здесь свыше 20 лет (профессор Л.А. Герман, доценты Г.И. Гатальский, А.Ф. Харченко, Б.М. Рабкин, В.И. Шаров, Р.В. Шиловская) молодым научным сотрудникам (М.В. Вязовой, Л.Г. Ручкина, Ю.Н. Миронов).

Кафедра подготовила трех докторов технических наук и свыше 20 кандидатов технических наук. Три сотрудника кафедры по результатам проведенных исследований защитили в 1996 г. диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук (М.В. Вязовой, Т.А. Демченко, Л.Г. Ручкина).

Преподаватели кафедры являются авторами многих изобретений. Среди них: д-р. техн. наук, профессор Л.А. Герман - 27; д-р. техн. наук, профессор Н.П. Кириллов - 15; канд. техн. наук, доцент В.И. Шаров - 15 и др.

Сотрудники кафедры регулярно выступают с докладами на научно-практических конференциях, в том числе и международных. Сотрудники кафедры делали доклады в Москве, Санкт-Петербурге, Милане, Багдаде, Софии, Белграде, Варшаве, Праге и др. Опубликовано за последние 10 лет в различных технических периодических и отдельных изданиях свыше 30 работ.

Определенный вклад вносят преподаватели в развитие системы энергоснабжения. Только за последние 10 лет внедрены в производство ряд работ, которые успешно эксплуатируются в России и за рубежом.

Под руководством ведущих профессоров кафедры сложились следующие научные направления:

  • Прогрессивные типы контактных сетей;
  • Системы компенсации в электроснабжении на переменном токе;
  • Электроснабжение метрополитенов.

Кафедра внесла достойный вклад в развитие и модернизацию контактной сети и системы энергоснабжения железных дорог и метрополитена не только в нашей стране, но и за рубежом (Болгария, Китай, Армения).

За последние несколько лет накоплен большой опыт проектирования и эксплуатации пространственно-ромбовидной автокомпенсированной контактной сети (ПРАКС) на железных дорогах России и ближнего зарубежья: Московской железной дороге (перегон Бужаниново-Струнино), Северо-Кавказской железной дороге (Тоннельная-Новороссийск), Октябрьской железной дороги (Мга-Тосно), Байкало-Амурской железной дороги (обход Северомуйского хребта), Закавказской железной дороги (Меградзорский тоннель), Донецкой железной дороги (Иловайская-Харцыск).

За все время работы кафедры подготовлено немало специалистов-электрификаторов, которые работают на многих железных дорогах. Вот некоторые из них: Д.Л. Андреев - главный инженер Северной железной дороги; И.Т. Федоткин - вице-губернатор Брянской области; Л.М. Хейнсон - начальник дистанции электроснабжения; В.П. Новожилов, В.М. Долдин, А.М. Колузаев - главные инженеры служб; Б.В. Панин - главный инженер Мосгипротранса; А.В. Демьянов, В.В. Григорьев, С.В. Демидов, В.И. Пиглицын, А.Г. Микрюков - заместители начальников служб.

Кафедра "Электротехника" была создана в 1951 г. и ее первым заведующим был канд. техн. наук, доцент Александр Петрович Быков, который возглавлял кафедру свыше 15 лет. Под его руководством были оборудованы первые лаборатории "Электротехники", "Электрических измерений", "Электрических машин".

В 1967 г. кафедру возглавил докт. техн. наук., профессор Дмитрий Артемьевич Попов, который руководил кафедрой свыше 20 лет. Много внимания уделял Д.А. Попов созданию лабораторной базы на линии. Лаборатории кафедры создавались в филиалах: сначала в Горьком, затем в Ярославле и Воронеже. К проведению занятий в филиалах были привлечены квалифицированные преподаватели: доценты Александр Сергеевич Серебряков, Виктор Иванович Седов, Анатолий Дмитриевич Малышев, Геннадий Алексеевич Копылов, Александр Анатольевич Сатаров и др. А.С. Серебряков стал лучшим изобретателем в отрасли, в 2001 г. защитил докторскую диссертацию, с 2008 г член-корреспондент академии электротехнических наук.

Важным этапом в развитии лабораторной базы кафедры явилось создание вагона-лаборатории, с помощью которого студенты выполняли лабораторные работы по электротехнике и теоретическим основам электротехники (ТОЭ). Маршруты вагона-лаборатории охватывали всю европейскую часть России: от Лабытнанги до Астрахани и от Смоленска до Ижевска. Занятия проводились в 19 учебно-консультационных пунктах РГОТУПСа.

С 1988 г. по 2000 г. кафедрой руководил докт. техн. наук, профессор Михаил Владимирович Тарнижевский, а с 2000 г. по 2002 кафедру возглавлял кандидат технических наук, доцент Валерий Викторович Шумейко. С 2002 г. по 2006 г. кафедрой руководил к.т.н., профессор РГОТУПС Ян Семенович Зильберман-Мягков. С 2006 г. кафедру возглавляет д.т.н., профессор Виктор Алексеевич Бугреев.

Основные направления научных исследований кафедры:

  • Исследование электромеханических характеристик и параметров электродвигателей переменного и постоянного тока;
  • Разработка методики неразрушающих испытаний тяговых электродвигателей электровозов и др.;
  • Разработка методики проведения дистанционного образования на примере электротехнических дисциплин.

За последние пять лет кафедра подготовила свыше 30 наименований учебно-методической литературы. Особенно следует отметить серию брошюр, излагающих лекционный материал по всем трем частям курса "Теоретические основы электротехники" и учебное пособие по "Электротехнике".

Преподаватели кафедры подготовили ряд программ по применению ЭВМ для выполнения контрольных, курсовых и лабораторных работ: по ТОЭ - 8 программ, электрическим машинам - 3, электрическим измерениям - 2.

Свыше 20 лет проработали на кафедре, внесли большой вклад в подготовку кадров для транспорта и стали ветеранами университета кандидат технических наук, профессор Юрий Михайлович Никитин, доценты Леонид Александрович Частоедов, Юрий Георгиевич Кравцов, Вячеслав Николаевич Руднев, Михаил Федорович Юдов, старший преподаватель Леонид Гаврилович Дроздов. Л.А. Частоедов в 1997 г. занесен в Книгу почета университета.

В 2003 г. на кафедре началось дистанционное обучение при проведении лабораторных работ в режиме реального времени на базе программы дистанционного администрирования "Remote Administrator 2.0" и сети Интернет из Москвы в Ярославль и из Ярославля в Вологду.

В ближайшее время планируется полное переоснащение лабораторий ТОЭ, электрических машин и электрических измерений новыми стендами, отвечающим современным требованиям науки и техники.

В настоящее время профессорско-преподавательский штат кафедры составляет 40 человек, из них 5 докторов технических наук, 26 кандидатов наук , 5 ст. преподавателей, 4 ассистента, 2 аспиранта.

Кафедра поддерживает деловые и творческие отношения со многими службами, дистанциями электроснабжения, департаментами железных дорог и метрополитенов.

Современное электрооборудование железнодорожного транспорта могут эксплуатировать инженеры только с глубокими знаниями. А это требует дальнейшего повышения уровня научной, научно-методической и учебной работы. Над решением этих задач активно трудятся все преподаватели и сотрудники кафедры "Электрификация и электроснабжение".


Учебно-методический комплекс по дисциплинам

Имитационное моделирование системы электроснабжения (ЭЛ)
Материаловедение (ЭЛ, ТС) (new)
Метрология, стандартизация и сертификация (ЭЛ, ТС, УИ, ВМ, ИС) (new)
Общая электротехника и электроника (ГС, ВК) (new)
Общая электротехника и электроника (УИ) (new)
Основы теории надежности (ЭЛ)
САПР электроснабжения (ЭЛ)
Теоретические основы электротехники (ЭЛ, ТС) (new)
Техника высоких напряжений (ЭЛ)
Электрические железные дороги (ЭЛ) (new)
Электрические машины и электропривод (ЭЛ, ТС, ТЭ, ЛТ, ВГ) (new)
Электроника (ЭЛ) (new)
Электронная техника и преобразователи в электроснабжении (ЭЛ)
Электроснабжение и электрооборудование предприятий (ЭН)(new 14.02.12)
Электроснабжение железных дорог (ЭЛ)
Электротехника и электроника (ПП) (new 14.02.12)
Электротехника и электроника (ИС) (new)
Электротехника и электроника (ЖД, МТ, БЖ) (new)
Электротехника и электроника (ДМ, ЭН) (new)
Электротехника и электроника (ЛТ, ТЭ, ВГ) (new)
Электротехника и электроника (ВМ) (new)
Электротехника и электроника (ЗС) (new)